РЕАЛьНЫЕ СКАЗКИ
Рита училась в музыкальной школе по классу виолончели. Она любила голос этого удивительного инструмента, проникающий в самую душу. Когда смычок издавал начальные звуки мелодии, на душе у неё становилось светло и тепло. Весь мир исчезал и её увлекал за собой сочный, мощный звук челло-певучий, напряжённый в верхнем регистре, а на нижних слегка сдавленный, словно рыдающий. Диапaзон виолончели так велик! Он широк, как человеческий голос и прозрачен до хрустальности, как скрипка, он даже может звучать, как контрабас, словом он душа Риты! А этот глубокий звук челло - её собственный голос.
Иногда ночью, лёжа в постели напротив окна, Рита смотрела на звёзды в ночной синеве. Ей казалось, что они внезапно соскакивают со своих мест и, словно нотки на линейках - устремляются к веткам деревьев, кружась в мелодии, которая околдовывавает Риту и которую она совершенно не помнит утром. Музыка полностью владела Ритой и она с детства знала, что челло - её жизнь и ей всегда хотелось вырвать свой голос из немоты и петь этим волнующим виолончельным голосом во всех регистрах.
Раз в месяц Рита покупала пластинки с записями мастеров. Это были великие мастера виолончели: Пабло Казальес, Давид Герингес, Жаклин дю Пре , Натали Гутман и конечно, - Рoстрoпович. А ещё она любила покупать пластинки с записями опер в исполнении певцов Ла Скала: это и Мария Калас, и Беньямино Джилли, , Рената Скотто, Джульетта Семионато, Марио дель Монако и других, исполнявших её любимые арии из опер Доницетти, Верди, Пуччини- таких близких ей по духу.
Однажды она зашла в магазин пластинок. Продавщица Клара отвела её в сторону и заговорщецки , сказала:
-Плати 5 рублей в кассу. Дам пакет, но ты его здесь не разворачивай! Дома посмотришь!
Не выдержав, она раскрыла пакет по дороге и ахнула:: Рoстропович- виолончель, Вишневская –голос-” Бахиана”- Вилла Лобоса!
Божественная музыка!
Дома Рита поставила пластинку и голос вилончели, слившись с голосом человека, стал тихо подниматься над этим миром в небеса, а затем взметнулся мощным торнадо, разлился по небу миллионами сверкающих брызг и облачков. Они то низвергались на землю, то поднимались ввысь, то проливались дождём, то озарялись солнцем, освещая день, а то погружались во тьму и плыли звуками других планет:
Вот басом вдалеке гудит Юпитер!
Сатурна отвечает баритон.
Вот Марс, ржавеющею древностью своей-
Напоминает наше прошлое рожденье.
Венера -Космоса меццо-сопрано,
Земля - колларатурное сопрано,
Луна же - эхо, вторящее ей..
Все, дирижёру Солнцу -
Голос, Ритм и Свет свой отдают.
Оно же, как мощный синтезатор,
Все звуки, в себя вбирая-
Космосу- бескрайней массе звёзд
и всех других небесных тел -всё отдаёт.
А Космос все звуки превратил в прекрасную,
Торжественную мессу!
Такую бесконечную, мощную и лёгкую по весу...
Рита очнулась. Пластинка давно закончилась и игла бесшумно скользила по наклейке. Вот зачем человеку дан голос! Голос человека и челло, объединившие всю Вселенную!
Как бы то ни было, а время шло, и Рита поступила в институт Гнесиных в класс виолончели. Она успешно училась - её выступления приходили слушать и другие студенты, с других факультетов. Перед выступлениями она всегда волновалась, но выходила неизменно сосредоточенная на сцену и как только шпиль виолончели касался пола, она сливалась с инструментом, переставала чувствовать своё тело, а чувствовала только вибрации под смычком, которые сливались в мелодию.
Однажды после концерта к ней подошёл незнакомый парень:
Ильмар - сказал он коротко.
-Замечательно играли! А это вам! И он протянул ей ромашки, завёрнутые в нотный лист.
-Спасибо!
- Вы можете их посадить. Они с корнями!
Рита развернула лист - действительно, ромашки были не только с корнями, но и с землёй!
Только что ограбил сад у школы! -Улыбнулся Ильмар.
Раньше весь мир Риты воспринимался через призму музыки, а теперь застрял на этой белозубой улыбке.
После этой встречи, Ильмар всегда встречал её у выхода из института и со стеснительной улыбкой протягивал очередные ромашки.
Ильмар, вы уже все цветы ободрали?
- Нет, там ещё найдётся! А для вас всегда найдутся цветы- не важно откуда!
В новой жизни были встречи, походы в кино, по книжным магазинам, прогулки по ночному городу, концерты под луной, и вот они решили жить вместе. Они сняли квартиру, и так началась взрослая жизнь Риты. Кушать было почти нечего - нужно было платить за квартиру. Получив стипендию, они платили за квартиру , оставляя на проезд, а на остальное покупали картошку. Её распределяли поштучно на неделю, или две, а когда она заканчивалась, то кушали витамины - по 2 таблетки -утром, 2- в обед и 2- вечером. Не было еды, но была музыка, было счастье, разлитое, как река в половодье.
Ильмар много рассказывал о своём городе Таллине и однажды сказал Рите:
-Всё! Летом едем к моим старикам. Моя графиня хочет тебя увидеть.
Быстроходный поезд за ночь довёз их до Таллина. Шумная, будничная Москва исчезла, и Рита очутилась в сказке под названием Таллин!. Небольшая Ратушная площадь из Андерсовской сказки, по крышам сказочных домиков бегают сказочные трубочисты из одноименной сказки. Башня Кик ин де Кёк, что в переводе: “Смотри в Кухню"- её до сих пор охраняют средневековые рыцари в железных латах. И, наконец, Домский собор, где звуки органа уносят человека к Богу и затем шлёпают обратно в будничную жизнь.
Мама Лайне- она же графиня, оказалась очень дружелюбной и весёлой женщиной, но любительницей пригубить из графина, отсюда и второе имя- графиня. Она поставила огромное блюдо мяса с капустой, но Рита после столь долгого воздержания от еды, едва клюнула капусты.
Мама то и дело подходила к Рите и нежно гладила её по волосам.
Папа был приветлив, но молчалив, только улыбался издали, сидя в кресле-качалке.
Ночью Рита не могла уснуть . Перед глазами чудесный город, своды Домского собора и звуки органа:
Ночью, когда мы спим,
И наше ухо не слышит звуков суеты-
Мы заполняемся Космическою Мессой
Великой Темноты!
В ней, в глубине её уже бродят частички нас-
Там, где-то я и ты...
Рита уснула где-то над крышами домов, в облаках, что ночной периной расстилались над Таллином.
А утром через окно, Рита увидела туманное марево, едва искрящееся в первых лучах солнца, а над этой молочной рекой в воздухе проявлялись пики башен и крыша ратуши, со старым Томасом-флюгером, крутящимся на ветру. Он, словно городской дозорный , осматривает вокруг- всё ли в порядке в сказочном королевстве. Но гомон птиц, налетевших невесть откуда, спугнул молчаливое сказочное утро и туман начал таять, обнажая крыши, дома, улицы и людей, спешащих на работу.
Ильмар открыл глаза и сказал:
- Тебе здесь нравится? Ты бы хотела здесь жить ? Давай сегодня же поищем для тебя работу. Ага?
- Ну что ж, попробуем, здесь сказочно красиво, но не уверена, что в сказке можно жить.
Они вышли на сказочную улицу и зашли в кафе позавтракать. Рита выпила чашечку кофе, а булочку разделила с подлетевшими воробьями, нахально требующими свою долю. А затем они отправились в филармонию.
Ильмар представил директору Риту.
Директор взял Ритину ручку и поцеловал, а затем, глядя на неё, сказал:
-Какая прелестная оккупанточка! К сожалению у нас нет работы для приезжих - своим бы дать!
И тут на Риту, словно рухнул Домский собор, да вместе с ратушью и башней Кик ин де Кёк! Она выбежала на улицу и на воздухе ей полегчало.
- Ну что ты так разволновалась! Ну, неудача здесь, пойдём в другое место.
-Куда? Я по ресторанам играть не буду!
- Ну и напрасно! в Америке все знаменитости играли в ресторанах!
-Ну и пусть! А я не буду, - упрямо повторила Рита.
Домой они возвращались в депрессивном состоянии и всю дорогу шли молча, глядя под ноги, словно считая камни брусчатки.
- А знаешь, давай не будем торопиться с выводами! – Сказал Ильмар
-Поехали, я покажу тебе старинный, красивейший город Тарту!
Он известен своим университетом, своим театром, в котором играет сам Юрий Яарвет! Помнишь, он играл Короля Лира в одноимённой пьесе Шекспира, думаю Вилли не сыграл бы лучше!
-Да, короля Лира помню, но моя оккупантская виолончель - не эстонская лира! Сам понимаешь, я здесь не нужна нигде.
-Им не нужна! Мне нужна! И вообще , мы просто погуляем, я тебя познакомлю с замечательными людьми! В Тартусском университете, например, работает всемирная знаменитость - Юрий Лотман. Он ведёт лингвистику и семантику. Недавно вышла его последняя книга" Семантика слова"-настоящий бестселлер!
Кроме него там работает ещё одна знаменитость- профессор Жохов. Он преподаёт химию и биологию - философ и эстет . Удивительная личность !
Он утверждает, что видел в пещерах Сахары древнейшие наскальные рисунки, где люди охотятся на динозавров! Он утверждает, что люди и динозавры жили в одно время и опубликовал свою теорию в журнале "Сайнс". Ну, конечно же его многие приняли в штыки –это же полный поворот истории на 360 градусов!
Когда-то он преподавал в Санкт-Петербурге, а брат его был адмиралом Северного Флота ещё при царе, он был первопроходец Баренцова и Северного морей. Открыл даже остров, названный его именем-остров Жохова!
Ну и, конечно наш Жохов сидел за своё и брата царское прошлое , а потом его выпустили без права возвращения в столицы - ни в Москву, ни в Питер. В ссылке он познакомился с Салли - своей женой, из богатых была - вот и вся вина её. Она- то его и перетащила в Тарту.
А сейчас его послушать приезжают издалека. Интереснейшая личность!
Едва они вошли в университет, как встретили Юрия Лотмана-он куда-то торопился .
-Ильмар, вижу, вижу, привёз девушку знакомиться! Рад! Очень рад! Юрий! Семантик- романтик, широко улыбаясь и хватая Ритины руки двумя руками, произнёс он.
-А вы, кто будете?
-Я -Рита.
-Чем занимаетесь?
-Я виолончелистка.
-Рoстроповича почаще слушайте! Да ещё Казальса. Я и сам не отрываюсь от этих музыкантов! Послушаешь их – ну, ясно! Есть жизнь на планете Земля ! Есть культура! Они же - гении!
-Да ещё - если хотите в Эстонии осесть - забудьте русский! Учите эстонский и немецкий , осваивайте орган! Всё, бегу, ребята! Опаздываю на конференцию.
Они распрощались и пошли искать аудиторию Жохова. И тут услышали зычный голос:
-Кто вам сказал, что динозавры вымерли, когда появился человек? Ничего подобного! Они жили одновременно, я убеждён в этом! А знаете ли почему? А вот почему- мне об этом рассказали древние художники! Они документально до нас донесли: “ ребята, вот так -с копьями на перевес, мы бегали за этими огромными тварями и побеждали их и приручали их!” В Техасе были найдены кости Рексуса, заваленные костями людей. И все кости - и гиганта и людей были одного возраста! Да/с, джентельмены! Одного возраста!
Тут прозвучал звонок, от которого могли бы встрепенуться даже кости гиганта древности.
Как жаль, что прервалась лекция! -сказала Рита
-Зато сейчас я вас познакомлю!
Ильмар постучал и они вошли.
Жохов был невероятно высокий и стройный, как линейка. Он поднял взгляд из под очков:
- Вы ко мне?
-Да я вот хочу познакомить вас с моей женой Ритой... Она виолончелистка, мы тут за дверью слушали вашу лекцию, здорово! Так интересно, такая неожиданная идея! А я - Ильмар, помните меня?
-А, конечно , конечно. Племянник моей Салли. Редко залетаете в наши гнёзда, молодой человек!
Но я рад! Душевно рад! Так ты женился?!
-Ну не совсем, но во-вот.
Рита была под впечатлением от услышанного, да и от знакомства с Жоховым. Ильмар никогда не рассказывал о таком родственнике...
Вы должны обязательно пригласить меня на ваш концерт! Я, знаете ли, в детстве учился играть на флейте и вот сейчас иногда находит- так очищает душу! А на виолончели тоже пробывал. Признаюсь, что с трудом удавалась ставка большого пальца, поэтому и поменял на флейту. Но челло- обожаю! Такой сочный звук! Такой певучий организм! Заезжайте ко мне в субботу, посидим, Салли что-нибудь приготовит...
-Обязательно! Пообещал Ильмар.
Они вышли из университета.
-А теперь мы поедем в Ворбузе и я покажу тебе коровью ферму!
-Это ещё зачем? Меня там ждут с виолончелью, повышать надои молока под музыку? Я тебя уверяю, вашим бурёнкам тоже не нужны приезжие оккупантки!
-Не дуйся, Рита! Ну сказал дурень, забудь! Ты таких коров не увидешь никогда и нигде. Поехали!
-И таких филармонических козлов- тоже! Ну, поехали!
Ворбузе чудесный городок, деревней можно назвать только из-за численности населения. Кругом - асфальтированные дорожки, лужайки, цветы и двухэтажные домики современной архитектуры. Рядом речка, окаймленная лужайками и огромными валунами, красиво разбросанными там и тут.
А вот и коровник! - Сказал Ильмар
- Во это стеклянное здание, похожее на кинотеатр?
-Именно!
-Почему же никакого запаха?
-Сейчас увидешь. Мы зашли. Несколько женщин в белом, кругом белые, стеклянные трубочки, идущие от бурёнок, к которым прикреплены электродоилки. А бурёнки-то! Все причёсанные , хвосты в косички заплетены, внизу бантики, помыты специальными шампунями ! Рита подумала- наши доярки на себя бы вылили такой шампунь ! У них жизнь хуже , чем у коров.
Да, здесь всё меняло представление об отношении к животным. Да и коровки посматривали на Риту весёлыми глазами, а не такими грустными и обречёнными, как на родине.
Рита вышла потрясённая и они пошли в бар выпить кофейку. Бар оказался в чьём-то бывшем подвале. Но и бар был особенный: сидения - срубы деревьев поменьше, столы - срубы побольше, всё: стены, столы и сидения покрыты шкурами, отделаны хомутами , украшены подковами, красота! Дизайнерское чудо!
-Вот видишь, произвели на тебя впечатление бурёнки!
-Да уж! Мне даже показалось, что они сейчас запоют голосами Орловой и Утёсова.
Дома Ильмар сказал графине, что в субботу они пойдут в гости к Салли и Жохову. Лайне всплеснула руками:
-А ты знаешь, что Салли с Жоховым уже много лет не разговаривают!
-Не может быть! Он нам так и сказал: " Заходи, Салли нам что-нибудь приготовит! Да, Рита?
-Ну да, сказала графиня. Они говорят только когда касается еды, или стирки.
-А почему?
-У них давно холодная война. С тех пор, как умер их сын. Салли считает что Жохов не досмотрел, а он -что Салли. Сынишка на велосипеде попал под машину, а велосипед ему купил Жохов , на день рождения. Но это же не его вина! Салли замкнуло, по-моему она чуть-чуть ку-ку.
- А у них больше нет детей?
- У Жохова есть сын-уже за сорок дядьке, где-то в Новгороде живёт. Приезжал как-то. Наверно думал, что они богаты, а увидел как они живут, да и убрался восвояси без адреса. Когда Жохова отправили по этапу - его первая жена с этим самым сыном от него отказались, так что он как был тогда одиноким, так и остался одиноким. Теперь вот ищет родню среди динозавров и неандертальцев.
-Мудрому человеку с собой не скучно! -Заключила тему Рита.
В субботу Рита и Ильмар поехали в гости к Жохову и Салли.
Рите было интересно продолжить разговор об эпохе начала времён, ведь он так интересно рассказывал! Да и несгибаемую Салли увидеть!
- А, заходите, заходите! Хорошо, что навестили старика.
- Какой же Вы старик! Вы человек без возраста!
-Ага, человек без возраста, без семьи, без Родины...просто временное пребывания на планете Земля ! Мне ведь 88 годочков будет через месячишко! Но знаете, запомните это- человек молод, пока есть его оптимизм, идеи, фантазии и они не противоречат чувству реальности.
-А как же ваши динозавры?
-А что с ними- они реальны, сам видел их кости, вот как свои, ну чуть больше, правда.
Они жили миллионы лет, я вот тоже задержался! У одиноких людей один год- за столетье счёт. Мне бы надо туда, к брату на его остров, наш фамильный...
Тут к столу, с блюдом дымящегося плова, подошла Салли и увесисто поставила тарелку на стол. А затем руками показала, мол, садитесь! Все сели. Ильмар впервые обратился к Салли:
-Давно не виделись, тётя Салли! Садитесь рядом со мной.
Салли улыбнулась, но не села, а только подняла рюмочку и чокнулась с Ильмаром. Затем вышла в кухню.
Зазвякали вилки, всё было очень вкусно, но кусок не шёл в горло из-за её молчания.
Потом все перешли на веранду и от улыбки Петра Васильевича Жохова как -то стало больше кислорода.
-А я вот , барышня, играл когда-то на флейте. И совсем неплохо, знаете ли! Сейчас, минуточку! Он вышел и появился в дверях с футляром. Там в мякоти бархата возлежала сверкающая флейта. Жохов облизал пересохшие губы и сделал пробные выдохи, а затем заиграл "Амурские волны". На флейте Рита слышала эту мелодию впервые, даже не сразу узнала.
- Сам подбирал! С гордостью сказал Жохов. Играл когда-то в военно-морском оркестре, а сейчас иногда балуюсь, когда тишина становится очень громкой.
- Вы здорово играли! Салли наверно очень нравится!
-Может и нравится, не знаю. Она всегда молчит. Горе нас постигло и ее надломило . Думает, что я виноват и я так думал первое время - сейчас так не думаю. Бог дал- Бог взял. И точка.
Жаль, Рита, что вы не взяли инструмент! Хотел бы послушать.
-Договорились. Сказала Рита- в следующий раз прийду с челло.
Они расстались, в надежде увидеться, но прошло всего несколько дней и Лайне забежала с тяжелой вестью:
-Жохов умер! Салли позвонила. Даже некому хоронить. Займись, Ильмар! поезжай к Салли!
Они поехали к Салли. Дом был открыт. На диване лежал Жохов, словно уснул, диван ему был мал и он приспособил когда-то топчанчик для ног - так и лежал во всю длину своего двухметрового роста. Салли сидела на стуле прямая как палка и молча, не отрываясь , смотрела на мужа. Может быть она простила его наконец-то! Может в ней проснулось что-то тёплое к человеку, с которым она не разговаривала почти 20 лет! А прожила 40 лет бок о бок, да из них 10 лет лагерей! Пол жизни вместе! Внезапно она повернулась к Ильмару и чётко сказала на эстонском:
-Измерь Петра, он не войдёт ни в один гроб. Ему нужен не стандартный.
Ильмар вышел с Салли и она дала ему сантиметр. Получилось 1 метр, 89 см! Ильмар и Рита пошли заказывать гроб.
На следующий день оказалось, что все его коллеги по университету на каникулах и разъехались кто куда. Практически на похоронах никого не будет. Даже отец Ильмара был в командировке. Ильмар дал сыну Жохова телеграмму в Новгород. Но тот не ответил. На третьи сутки они пошли к Салли. Она сидела на веранде и сухо сказала:
- А кроме вас никого не будет. И даже нести некому. Могильщики яму выроют и закопают, а нести отказались.
Салли и Лаине, Ильмар и Рита несли этот длинющий гроб на кладбище на своих собственных плечах. Дорогой отдохнули разок, поставив этот здоровенный пенал на придорожную скамью. Наконец принесли его к месту захоронения. Могильщики быстро сделали своё дело и ушли. Вечный покой обрёл профессор Жохов и маленький островок со своим именем.
Сквозь слёзы Рита сказала:
-Он умер, как вымерли динозавры - внезапно и неизвестно почему. Ещё три дня назад играл на флейте "Амурские волны" и вот унесла его волна...
Он умер от сердечной недостаточности,- сказал Ильмар
-Да, правильно! Человеческой любви ему явно не хватало! Знаешь, Ильмар, давай завтра сюда приедем ещё раз и я ему сыграю, как обещала!
На следующий день Рита взяла виолончель и они с Ильмаром приехали к "острову" Жохова на кладбище. .Ильмар поставил раскладной стульчик, Рита воткнула шпиль челло в ещё сырую землю и заиграла "Адажио"-Альбинонни.
Ильмар стоял напротив и шмыгал носом. На всём кладбище не было ни души. Хотя возможно душа Петра Васильевича как раз слушала этот концерт, Рита в это свято верила. Музыка поднималась вверх , вверх, туда, где обитала его ищущая, так много пережившая душа.
-Рита, ты так играла! Я так сильно тебя люблю! Ильмар прижал её к себе и дальше они молча ехали на электричке, держась за руки.
В конце лета они поженились и уехали в Москву.
Но ещё долго-долго, играя на инструменте, Рита вспоминала свой концерт на кладбище, и глубокое чувство потери, добавляло терпкую горчинку и надрыв в её игру.
А удивительные события прошедшего, казались сказкой и навсегда такими остались в её памяти.
Через несколько месяцев Рита узнала, что беременна, и Ильмар стал покупать творог и мёд, вместо картошки, которая долгое время была основной её едой.
- Мы назовём его Арво , сказала Рита. И это будет продолжением сказки.
- Да, красивое имя! Согласился Ильмар.
В июне у Риты была защита диплома. Округлившийся животик нежно льнул к грифу виолончели, а Рита упорно готовила новую программу, несмотря на все трудности последних месяцев беременности. Ей всё время казалось, что её сынок слышит дивное звучание челло.
На защите она играла вдохновенно, с любовью к этому маленькому существу внутри себя, которое так часто толкало её ножкой, когда она играла в верхних регистрах.
Отличный диплом они получили заслуженно вместе.
-Вот видишь, сынок, мы это сделали! Приговаривала Рита, поглаживая животик.
Арво посмеивался:
-Думаешь он тебя слышит?
-И тебя слышит, Фома Неверующий!
Через месяц Риту везли в родильное отделение.
Чудесный мальчик, сказочный Арво , с огромными шоколадными глазками, наконец-то встретил свой первый день на Земле!
Рита уехала к маме, а Ильмар в Таллин. Он звонил каждый день, осведомляясь о сыне, а Рита хлопотала возле крохи, забыв обо всём , забросила даже челло. Она пела стихи разных поэтов: Цветаевой, Тарковского и Лорки и они становились колыбельными для Арво.. Вот они с Лоркой поют:" Я иду по небу и ромашки цветут!" и Арво засыпает среди небесных ромашек, что когда-то дарил Рите Ильмар. Рита тосковала по мужу, а он долго не приезжал. Но вот, через 3 месяца приехал Ильмар .
-Как ты повзрослел , сынок!
-Как они похожи ! - подумала Рита.
Ильмар приехал забирать их в Таллин. Дорога была тяжёлая - кормление грудью в самолёте - настоящая эквилибристика для голодного ротика. Только ухватит молочко, а тут самолёт резко потянет вниз на воздушной яме. Наплакался сказочный Арвик - в этом несовершенном мире , ну всё не так! Даже молочка не выпьешь!
Таллин встретил дождичком. И каким-то предательским чувством, будто что-то не так , как раньше.
Ильмар был молчалив и задумчив, словно решал какую-то дилемму. Утром он ушёл на работу, оставив Риту с Лайне.
Арвик всю ночь проплакал, словно что-то чувствовал наперёд.
Лайне зашла в их комнату, Погладила Риту по волосам, поцеловала ножку Арвика, а он улыбнулся и толкнул Лайне своими пухлыми ножками.
Вечером Рита предложила Ильмару поискать квартиру и вскоре они переехали в маленькую комнату в коммуналке.
Когда Арво ночью плакал, соседи неистово тузили общую стенку. Ильмар не высыпался и злой уходил на работу.
Рита понимала - это тупик. Надо уезжать- что-то не заладилось в этом королевстве! Видимо, это не моя сказка, думала Рита.
Ильмар стал задерживаться на работе всё чаще и в какой-то день не пришёл. Рита не стала разбираться, она купила билет на самолёт, дала маме телеграмму и через несколько часов мама встречала её и Арво в аэропорту.
Ильмар позвонил на третьи сутки, он возмущённо рассказал о командировке, о пустой квартире, о необдуманном решении и хотел приехать.
Но Рита сказала:
-Давай проверим себя. Если будет жизненная необходимость,- приезжай.!
А дальше была долгая, долгая тишина . Таллинская сказка молчала и отдалялась всё дальше и дальше...
Но с Ритой было это маленькое чудо, её любимое существо и ничего в мире не может быть важнее и дороже её Арвика! Теперь она вновь ставила виолончель возле сына, как когда-то во время беременности и играла для него музыку своей души, a он слушал широко раскрыв свои шоколадные глазки.
Вскоре Арвик стал ползать, а затем сидеть - словом делать все героические усилия, присущие детям его возраста.
Через год Рита отдала его в садик и вышла на работу. А Ильмар стал звонить и каждый раз обещал приехать, но не приезжал и Рита подала на развод. Они развелись, но ещё долго Ильмар умолял её приехать, уверял её, что она -единственная в его жизни и что они - семья, независимо от печатей в паспортах.
Рита знает, он человек хороший и говорит, что чувствует, но его жизнь не связана с ней и Арво. Она поняла, что поступила правильно уехав.
Рита работала в филармонии . там было много концертов, много командировок, но Рита просила никуда её не посылать - из-за ребёнка . Её редкие концерты проходили с аншлагом, приходилось готовить новые программы вне дома, а значит отрываться от сына.
Однажды она готовила новую программу в филармонии в своей комнате. В дверь постучали.
- Да! Кто там?
-Можно к вам? Спросил, просунув голову, молодой человек.
- меня зовут Игорь. Вы так играли! Я невольно захотел вас увидеть. Я здесь работаю художником сцены. Делаю декорации для спектаклей. А что вы играли?
-Это Боккеринни . У меня скоро концерт и я готовлю новую программу.
- А вы поёте?
-Нет, моя виолончель поёт.
- А мне кажется, что все музыканты поют, конечно не так, как профессионалы, но поют. Я очень люблю оперу.
Я тут недавно купил одну пластинку- Вишневская поёт. Хотите послушать?
-Не сейчас, как-нибудь в другой раз.
- А можно мне остаться и послушать вашу игру?
- Ладно, садитесь, только тихо.
Игорь сел в углу комнаты и смирно затих в темноте. Рита играла, звучание виолончели завораживало и словно захлопывало дверь в обычный мир, унося куда-то в абстрактные высоты.
-Здорово, сказал Игорь, когда Рита закончила.
Рита одела чехол на челло…
-А можно я вас провожу - всё же поздно...?
И Игорь стал заходить на все репетиции. А после концерта он подарил ей какой-то большой пакет.
Она раскрыла-это была пластиnка, утерянная во времени- Растропович и Вишневская играют и поют " Бахиану" Вилла Лобоса!
- Господи! Огромное вам спасибо! У меня была когда-то такая пластинка, но кому-то отдала и не вернули.
-Я вам так благодарна!
- А пойдёмте ко мне в мастерскую и послушаем её.
- Ну хорошо, сказала Рита, как-то неуверенно.
Мастерская была огромной! Там вырезали, выпиливали из досок: города, страны и целые эпохи!
Вот готические окна с витражами, вот венецианские гондоллы для оперы "Арлезианка", а вот египетский трон для Вердиевской "Аиды" . Волшебное место -машина времени, уносящая нас в путешествие .
- Здесь работают волшебники! Сказала Рита.
- Здесь работают декораторы, столяры и плотники. Игорь подошёл к проигрывателю и поставил пластинку.
Не стало Риты, не стало Игоря, мастерской, города. Только этот ведущий в небо голос человека и челло...у них даже один корень- "чело"! Волшебная музыка, правда?! Воскликнул Игорь.
И вдруг Рита запела " Бахиану"! Неожиданно для себя самой в полный голос удивительным виолончельным голосом, который водопадом низвергался и гордо поднимался. Она словно выскочила из своего тела, из своей немоты! Она брала высоты, о которых не могла и помыслить .... она закончила, воцарилась тишина.
- Боже мой, как вы пели! А говорите, что не поёте! Я знал, я чувствовал, что у вас голос! Да ещё какой!
- Да я пела всегда только для сына...ой , смотрите!
Окно внезапно осветилось.
- А у вас , видимо, были слушатели!
-Ладно вам! Пора мне домой, мой сыночек меня ждёт.
Они вышли на улицу и вдруг на них упал свет! Он упал сверху высоченным конусом, словно ниоткуда! Рядом не было ни строительных площадок, ни пролетающего вертолёта, или самолёта- просто пучок света с неба, который освещал их, как на сцене освещают артиста.
- Откуда, откуда этот свет? Спрашивала Рита в панике. Она побежала в сторону- направо и свет с ней ; налево и снова свет! Этот конус света преследовал её! Она схватила Игоря за руку и потянула его обратно в здание.
Они захлопнули дверь, а свет застыл в ожидании её выхода там, за дверью.
Напуганная Рита побелевшими губами еле выговорила:
- Это они! Они хотят забрать нас на свою тарелку!
Игорь стал успокаивать Риту, рассказывать какие-то анекдоты, но Рите было не до этого.
-Вы видели этот свет, словно ниоткуда? Я знаю, они пришли на выброс энергии. Я пела, понимаете! Мощный выброс энергии -они этим живут, они за мной! Господи, я всегда мечтала увидеть космос, но сейчас мой сыночек - весь космос, вся Вселенная! Я хочу только одного - остаться с моим Арвиком и к чёрту всю Вселенную !
Так плакала бедная Рита. И внезапно свет погас. Они вышли из здания, свет снова накрыл Риту, но почему-то стало спокойно, хотя Рита всё время повторяла: " Вы не имеете права забирать мать у ребёнка! Не забирайте меня у него, пожалуйста!
У него никого нет, кроме меня, а если хотите, я для вас ещё спою, обязательно, да-да, я буду петь! Слышите!
Всё это Рита мысленно говорила , а сама бежала к последнему троллейбусу. Она была всё ещё освещена конусом света, но уже знала - они её не заберут . Когда она добежала до троллейбуса, свет исчез.
Ещё долго, прильнув к окну, она повторяла, глядя в небеса: Спасибо! Спасибо!
Мне никто не нужен, мне ничего не нужно -только бы быть со своим сыночком!
Дома она долго стояла у кроватки сына и думала о том, что это маленькое существо-весь её мир!
- Сыночек, дорогой мой ! Ты , ты один- вся моя Вселенная!
San Diego, 2013г